- РАЗРАБОТАНО председателем цикловой методической комиссии специальных дисциплин Алимджановой Гульнарой Сапаровной, председателем цикловой методической комиссии общеобразовательных дисциплин Тлеулиевой Гульнарой Тукеновной, председателем Цикловой Методической комиссии гуманитарных и социально-экономических дисциплин Джебековой Кымбат Тохтаровной
- ОБСУЖДЕНО И ОДОБРЕНО решением Методического Совета Коммунального государственного казенного предприятия «Колледж индустрии туризма и гостеприимства, город Алматы»
Настоящее положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и передано третьим сторонам без разрешения Директора.
- Общие положения
- Настоящее положение определяет цели, задачи, функции, права и ответственность Цикловой Методической Комиссии в системе менеджмента качества Коммунального государственного казенного предприятия «Колледж индустрии туризма и гостеприимства, город Алматы» Управления образования города Алматы (далее Колледж).
- Цикловая Методическая Комиссия (далее ЦМК) является объединением педагогических работников одного цикла родственных учебных дисциплин, ведущих работу на дневном и заочном отделениях Колледжа.
- ЦМК создается, реорганизуется и ликвидируется приказом директора Колледжа.
- Наименование ЦМК, профессиональный состав членов, перечень дисциплин закрепленных за ним (Ф.07.5—02), устанавливается на учебный год директором Колледжа.
- Количественный состав ЦМК должен быть не менее 5 (пяти) преподавателей, работающих на дневном и заочном отделении, в том числе работающих по совместительству.
- Непосредственное руководство ЦМК осуществляет председатель, назначенный приказом директора Колледжа из числа преподавателей.
- Общее руководство работой всех ЦМК Колледжа осуществляет заместитель директора по научной и учебно-методической работе.
- Председатель ЦМК должен иметь высшее образование, стаж работы на педагогических должностях или по специальности не менее 5 лет.
- Председатель и члены ЦМК должны руководствоваться:
- действующим законодательством Республики Казахстан;
- Уставом колледжа, правилами внутреннего трудового распорядка;
- приказами и распоряжениями директора, заместителя директора по научной и учебно-методической работе и заместителя директора по учебной работе;
- стратегическим планом развития Колледжа, комплексным планом работы Колледжа на учебный год;
- внутренней документацией СМК Колледжа;
- правилами работы с документами строгой отчетности, правилами организации и осуществления учебно-методической работы;
- настоящим положением.
2. Нормативные ссылки
1. В настоящем положении использованы ссылки на следующие документы:
1) Закон Республики Казахстан от 27.07.2007 № 319-III
«Об образовании»;
2) Постановление Правительства Республики Казахстан № 130 от 19 января 2012 года «Об утверждении Типовых правил приема на обучение в организациях образования, реализующих профессиональные учебные программы технического и профессионального образования»;
3) Постановление Правительства Республики Казахстан № 1570 от 21 декабря 2011 года типовые правила документирования и управления документацией в государственных и негосударственных организациях;
4) Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 29 ноября 2007 года № 583 (изменения № 287 от 21 мая 2008 года)
«Об утверждении Правил организации и осуществления учебно-методической работы»;
5) Приказ и.о. Министра образования и науки Республики Казахстан от 21 декабря 2007 года № 644 « Об утверждении Типовых правил деятельности методического (учебно-методического, научно-методического) совета и порядок его избрания»;
6) Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 9 апреля 2008 года № 181 «Об утверждении Правил аттестации педагогических работников»;
7) Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 13 марта 2012 года № 99 «Об утверждении Правил организации и проведения Президентской олимпиады по предметам естественно-математического цикла, республиканских олимпиад и конкурсов научных проектов по общеобразовательным предметам, республиканских конкурсов исполнителей и конкурсов профессионального мастерства»
8) Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 24 июля 2012 года № 344 «Об утверждении Правил организации работы по подготовке, экспертизе, апробации и проведению мониторинга, изданию учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий»;
9) Приказ и.о. Министра образования и науки Республики Казахстан от 07 августа 2013 года «Об утверждении Правил проведения и условий аттестации гражданских служащих в сфере образования и науки, а также Правил проведения и условий аттестации педагогических работников и приравненных к ним лиц, занимающих должности в организациях образования, реализующих образовательные учебные программы дошкольного, начального, основного среднего, общего среднего, технического и профессионального, послесреднего образования»;
10) Государственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан ;
11) СТ РК ИСО 9001-2009 Системы менеджмента качества. Требования;
12)СТ СМК ВТШ-К 02-2012 Документированная процедура «Управление документацией»;
2. Настоящее Положение устанавливает требования к применению форм записей в деятельности ЦМК
1) альбом унифицированных форм записей, применяемых в процессе КП КИТиГ-07-2014«Инновационная и методическая работа».
3. Термины, определения и сокращения
3. В настоящем положении применяются следующие термины и определения:
1) техническое и профессиональное образование – составная часть системы образования, направленная на подготовку квалифицированных специалистов технического и обслуживающего труда по всем основным видам общественно-полезной профессиональной деятельности;
2) образовательная учебная программа — документ, разрабатываемый на основе государственных образовательных стандартов образования, определяющий содержание подготовки кадров технического и обслуживающего труда;
3) профессиональная учебная программа – документ, определяющий содержание технического и профессионального образования по конкретной профессии или специальности;
4) перечень профессий и специальностей – систематизированный реестр профессий и специальностей, определяющий наиболее общие параметры обучения: уровень профессиональной квалификации, сроки обучения в зависимости от базового образования;
5) цикл – совокупность учебных дисциплин одной образовательной направленности;
6) нормативный срок обучения – срок усвоения профессиональной учебной программы по конкретной форме обучения (очное, вечернее, заочное);
7) квалификация – вид и уровень подготовленности к компетентному выполнению определенного вида деятельности по конкретной профессии и специальности;
4. В настоящем положении используются следующие сокращения:
1) ГОСО – государственный образовательный стандарт образования;
2) РУП — рабочий учебный план;
3) ТиПО – техническое и профессиональное образование;
4) СМК – система менеджмента качества
5) ЦМК — Цикловая Методическая Комиссия
6) УМК- учебно-методический комплекс
7) Колледж – Колледж индустрии туризма и гостеприимства
4. Цели и задачи
5. Цели ЦМК:
- обеспечение качества учебно-методического процесса;
- методическое обеспечение учебных дисциплин на соответствие ГОСО в сфере технического и профессионального образования по специальностям;
- совершенствование профессионального уровня педагогических работников, направленных на улучшение качества подготовки специалистов, их конкурентоспособности на рынке труда.
6. Задачами ЦМК являются:
- учебно- методическое обеспечение реализации образовательного процесса;
- внедрение новых и совершенствование существующих технологий, методов, средств и форм образовательного процесса;
- развитие творческого мышления педагога, обеспечение повышения квалификации и профессионального мастерства педагогических работников, совершенствование научно-методического потенциала педагогического состава;
- изучение и распространение передового опыта, оказание помощи начинающим преподавателям в овладении педагогическим мастерством; повышение профессионального уровня преподавателей ЦМК.
- Функции
7.ЦМК выполняет следующие функции:
- разработка и экспертиза, согласование и обсуждение учебных планов, рабочих учебных программ, программ производственной практики, календарно-тематических и поурочных планов;
- согласование и обсуждение тематики и содержания курсовых, лабораторных работ и практических занятий (Ф.07.5-16), (Ф.07.5-17);
- согласование и обсуждение методических пособий, рекомендаций, указаний по изучению отдельных тем и разделов дисциплин, выполнению лабораторных и практических работ, курсовых работ, организации самостоятельной работы студентов;
- определение технологии обучения (выбор средств и методов обучения, инновационных педагогических технологий);
- организация и проведение промежуточной и итоговой аттестации студентов (определение формы и условий аттестации, выработка единых требований к оценке знаний и умений студентов по отдельным дисциплинам, разработка содержания экзаменационных материалов: билетов, контрольных и зачётных работ, тестов и других материалов);
- совершенствование методического и профессионального мастерства преподавателей, пополнение их профессиональных знаний, оказание помощи начинающим преподавателям (Ф.07.5-5), (Ф.07.5-13);
- обеспечение контроля качества преподавания дисциплин цикла путем посещения практических, семинарских, лабораторных, теоритических и др. видов занятий (Ф.07.5-07), (Ф.07.5-08), (Ф.07.5-11);
- принимает участие в организации олимпиад по предметам, предметных недель, конкурсов профессионального мастерства, научной деятельности студентов (Ф.07.5-06), (Ф.07.5-19);
- принимает участие в организации работы инженерно-педагогических работников по разработке учебно-методических комплексов, учебников, предметно-программных средств, учебных пособий, цифровых образовательных ресурсов;
- принимает участие в организации работы по апробации учебно-методических комплексов, учебников, учебных пособий для организаций ТиПО;
11. принимает участие в организации работы по экспертизе учебной, учебно-методической и научно-методической литературы, пособий и других материалов для организаций ТиПО;
12. принимает участие в организации экспертизы, разработки, переводы, актуализацию тестовых заданий для проведения Оценки уровня профессиональной подготовленности и присвоения квалификации выпускникам с учетом требований государственных общеобязательных стандартов образования;
13) принимает участие в разработке государственных общеобязательных стандартов образования, образовательных учебных программ и типовых учебных программ по дисциплинам ТиПО МОН РК;
14) консультирование молодых педагогов;
15) принимает участие в организации работы Колледжа в режиме экспериментальной площадки;
16) осуществляет методическую и информационную поддержку преподавателей цикла в выборе и работе над темой саморазвития, контролирует Систематизацию дидактических и методических папок ИПР материалами (Ф.07.5-15);
8. Председатель ЦМК осуществляет следующие функции:
- выбор форм и организация методической работы, обеспечение преемственности педагогических традиций, обобщение передового опыта работы лучших преподавателей ЦМК (Ф.07.5-05);
- организацию и осуществление работ по разработке учебно-методических комплексов по дисциплинам, закрепленных ЦМК, учебно-методических пособий; учебников и электронных учебников на основе типовых учебных программ, учебных программ по дисциплинам для конкретных специальностей и требованиям к структуре, содержанию и оформлению УМК;
- координацию работ по обсуждению, одобрению и представлению на утверждение учебно-планирующей и отчетной документации ЦМК, а также УМК, материалов текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся;
- обсуждение и предоставление характеристики членам ЦМК — преподавателям, проходящих процедуру аттестации педагогических работников;
- планирование, организацию и проведение открытых занятий, онлайн уроков, мастер-классов и других мероприятий в рамках декады ЦМК (Ф.07.5-07);
- организацию и проведение предметных и тематических олимпиад и конкурсов;
- организацию и осуществление работ по исследованию методической темы ЦМК (Ф.07.5-15);
- выработку единых требований к содержанию работы кабинетов: рассмотрение и обсуждение планов работы кабинетов/лабораторий, относящихся к компетенции ЦМК;
- обсуждение итогов текущего, промежуточного контроля обучающихся, анализ качества знаний обучающихся в разрезе дисциплин, и разработка предложений по улучшению деятельности преподавателей ЦМК.
9. Председатель ЦМК несет ответственность:
- за качественное исполнение своих обязанностей;
- за распределение ответственности и полномочий преподавателей;
- за обеспечение своевременного и качественного написания определенных разделов годового отчета Колледжа по итогам учебного года;
- за подготовку материалов к педагогическим советам и заседаниям ЦМК по вопросам учебно-методической работы;
- за качественное выполнение научной и учебно-методической работы, проведение SWOT-анализа (Ф.07.5—12), подведение итогов деятельности ЦМК за отчетный учебный год и подсчета рейтинговой оценки деятельности ЦМК (Ф.07.5—13), (Ф.07.5—21);
- дисциплинарную ответственность за совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Республики Казахстан.
- Члены ЦМК несут ответственность:
- за качественное и своевременное выполнение обязанностей в рамках деятельности ЦМК по пункту 11 настоящего положения и должностных инструкций преподавателей общеобразовательных или специальных дисциплин;
- за дисциплинарную ответственность за совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Республики Казахстан.
- Члены ЦМК обязаны:
- посещать заседания цикловой комиссии, круглые столы, совещания и семинары по учебно-методическим вопросам, творческие отчеты преподавателей и т.п.;
- принимать участие в работе ЦМК, выполнять принятые комиссией решения и поручения председателя ЦМК;
- принимать активное участие в проведении предметных недель и выполнение методической темы ЦМК (Ф.07.5-06, Ф.07.5-15);
- повышать свою квалификацию и педагогическое мастерство (Ф.07.5-05, Ф.07.5-08, Ф.07.5-14, Ф.07.5-18);
- подготовить оценку профессионального рейтинга преподавателя для оценки рейтинга деятельности ЦМК в целом за отчетный учебный год (Ф.07.5—13).
- Права председателя ЦМК:
- представлять интересы ЦМК на заседаниях педагогического совета Колледжа;
- знакомиться с проектами и решениями директора Колледжа, коллегиальных органов (педагогический и учебно-методический советы);
- контролировать ход учебного процесса, соблюдение трудовой и производственной дисциплины, качество преподавания;
- вносить на рассмотрение директора или заместителям директора по учебной, методической и воспитательной работе предложения по улучшению качества преподавания дисциплин; выдвигать предложения по улучшению учебного процесса и воспитательной работы на ЦМК;
- давать распоряжения, указания и требовать от преподавателей ЦМК выполнения поручений, поставленных целей и задач по качеству, требований документации СМК Колледжа и других нормативных документов;
- ходатайствовать перед директором Колледжа о поощрении или дисциплинарном взыскании преподавателей ЦМК,
- ходатайствовать перед директором Колледжа о материально-техническом обеспечении учебных кабинетов и творческих лабораторий;
- рекомендовать преподавателей ЦМК на повышение квалификационной категории;
- рекомендовать преподавателей для прохождения различных форм повышения квалификации (Ф.07.5-05);
- вносить предложения по улучшению материально-технической базы ЦМК;
- посещать и анализировать занятия преподавателей — членов ЦМК (Ф.07.5—08, Ф.07.5—11);
- участвовать в работе стипендиальной, аттестационной комиссии, аттестационной комисии по итоговой аттестации обучающихся;
- участвовать в разработке и совершенствовании документации СМК, выработке рекомендаций и предложений, имеющие отношение к деятельности ЦМК в целях улучшения СМК Колледжа.
- Права членов ЦМК:
- каждый преподаватель, входящий в состав ЦМК, имеет право выступать с педагогической инициативой;
- принимать участие в обсуждении на педагогическом совете в вопросах деятельности и развития Колледжа;
- обмениваться опытом с преподавателями других ЦМК и других колледжей;
- вносить предложения по распределению педагогической нагрузки членов ЦМК;
- знакомиться с проектами и решениями директора Колледжа, председателя ЦМК;
- проходить обучение и повышать квалификацию на внутренних семинарах, конференциях и внешних учебных центрах повышения квалификации.
14. Порядок и документирование деятельности
- ЦМК строит свою работу на принципах научности, гласности, с учетом интересов преподавателей. Она разрабатывает и проводит в жизнь материалы по основным направлениям ее деятельности с учетом методических проблем года;
- планирование систематизирует методическое обеспечение учебного процесса с помощью учета мероприятий, направленных на улучшение качества подготовки специалистов, совершенствование учебно – методической документации;
- в планах работы ЦМК должно отражаться участие каждого преподавателя в методической теме ЦМК;
- председатель ЦМК разрабатывает план заседаний по установленной форме (Ф.07.5-04). Периодичность заседаний 1 раз в месяц;
- план работы ЦМК составляется на учебный год, рассматривается на заседании комиссии и утверждается заместителем директора по научной и учебно-методической работе (Ф.07.5-03);
- план работы ЦМК должен основываться на проблемах, решение которых может внести существенные изменения в качество учебно-воспитательного процесса колледжа.
- план основывается на следующих принципах: многосторонность по содержанию, включение вопросов, относящихся к общим проблемам Колледжа и проблемам данного цикла;
внедрение в практику работы Колледжа современных методов обучения, для обеспечения требований ГОСО, новейших достижений науки и передового опыта, информационных технологий; развитию творческой инициативы каждого из преподавателей, входящих в комиссию.
- Исходными данными для составления плана работы ЦМК являются:
- СП КИТиГ-16-2014 Положение «О проведении предметных недель»;
- Стратегический и оперативный (комплексный) план работы колледжа;
- решение учебно-методического совета об основных направлениях методической работы на год.
- Все вопросы в плане формулируются четко, с указанием сроков и ответственных за выполнение.
- Вопросы, которые были раздельно представлены в плане работы, объединяются (например, перечисленные в плане работы, календарно-тематические планы преподавателей цикла в плане заседаний указывается одной строчкой «Рассмотрение календарно-тематических планов преподавателей»).
- При составлении плана заседаний ЦМК следует:
- выносить на заседание ЦМК не более трех вопросов (не считая кратких информаций по организованным вопросам);
- необходимо предусмотреть формулировку каждого пункта плана заседаний ЦМК, добиваясь их четкости, конкретности, требующими определенных действий, не допускающими различных толкований.
- Взаимодействие со структурными подразделениями
ЦМК взаимодействует:
1) с заместителем директора по учебной работе – по вопросам составления промежуточных и итоговых аттестаций, статистических отчетов;
2) с заместителем директора по воспитательной работе – по вопросам организации, проведения и координации воспитательной работы;
3) с заместителем директора по учебно-производственной работе – по вопросам профессионального обучения;
4) с библиотекой – по вопросам обеспеченности студентов и ИПР учебно-методической и справочной литературой;
5) с заместителем директора по хозяйственной работе – по вопросам материально-технического обеспечения образовательного процесса;
6) с заместителем директора по научной и учебно-методической работе — по вопросам разработки и экспертизы, согласованию и обсуждению учебных планов, рабочих учебных программ, программ производственной практики, календарно-тематических и поурочных планов, организации и проведении промежуточной и итоговой аттестации студентов;
7) с методистом Колледжа – по вопросам совершенствования методического и профессионального мастерства преподавателей, пополнения их профессиональных знаний, оказания помощи начинающим преподавателям.
7. Порядок разработки и внесения изменения
Порядок разработки Положения и внесения изменений осуществляется в соответствии с требованиями СТП КИТиГ-02-2014 Стандарт предприятия «Управление документацией».
8. Конфиденциальность
Настоящее Положение является документом СМК обязательным для применения персоналом Колледжа и не подлежит передаче другим сторонам, кроме внутренних аудиторов, в период проведения проверок и представителей органа по сертификации, а также иных лиц по их требованию с разрешения Директора Колледжа.